Манхэттен

Последний поезд прогрохотал по путям Хай-Лайна (High Line) в 1980 году, и наступила тишина: промышленная железнодорожная ветка безмолвным монстром нависла над улицами нижнего Манхэттена. Власти собирались демонтировать пути, но...

как всегда, возникали финансовые проблемы и более неотложные задачи. И вот однажды два приятеля - Джошуа Дэвид (Joshua David) и Роберт Хаммонд (Robert Hammond) чисто из любопытства решили обследовать заброшенную зону, игнорируя красующиеся там и сям надписи: «Строго запрещено!».



Открывшейся их взорам картины -практически идеальной натуры для экшна в стиле футуристического нуара - у ценителей индустриальных пейзажей просто захватило дух. Сам воздух здесь был пропитан меланхолией,одиночеством,разрухой и... невероятной, пронзительной красотой! Рыжие от ржавчины, искореженные рельсы вздымались, как скрипичные ключи над аккуратным нотным станом, выложенным из шпал. Убегающие вдаль нотные строчки дрожали в холодном воздухе - это трепетали на ветру роскошные травы, заполонившие безработные пути. Железная дорога, парящая в воздухе на высоте более О м, была открыта пронзительным ветрам, дующим с Гудзона. А дальние перспективы позволяли видеть город, словно на ладони. Молодые люди оказались отнюдь не пассивными ценителями урбанистических красот. Уже скоро, в 1999 году, Дэвид и Хаммонд основали организацию «Друзья Хай-Лайна» (Friends of the High Line). Ее целью стал сбор средств на перестройку заброшенной железнодорожной ветки в городской парк, прообразом которого послужил парижский Променад Планте (Promenade plantee). Однако в отличие от французского парка с его традиционными садами, ньюйоркцы представляли себе нечто более стильное и современное. В удивительно короткий срок проект обрел широкую популярность и поддержку и с воодушевлением был воспринят горожанами - от рядовых жителей до местных политиков. В 2003 году был объявлен интернациональный конкурс на лучший проект по созданию современного городского парка. Одержали победу две нью-йоркские фирмы: ландшафтная - James Corner Field Operations и архитектурная -Diller Scofidio + Renfro. Сложность задачи, стоявшей перед проектировщиками, была сформулирована еще в условиях конкурса, разработанных «Друзьями Хай-Лайна»: «...помните: этот ландшафт прекрасен потому, что сюда не ступала нога человека...». Один из принципов, который лег в основу проекта будущего парка, -это акцент на его железнодорожном прошлом, его линейной структуре и специфически узком пространстве. Этот подход позволил архитекторам из бюро Diller Scofidio + Renfro сформулировать знаковый принцип Хай-Лайна - сад, «существующий во времени и пространстве». Словно совершая путешествие по железной дороге, вы набираетесь опыта и разных впечатлений, всего лишь переместившись из одного конца сада в другой. Еще один ведущий проектировочный принцип был сформулирован исходя из очевидной ситуации - железная дорога вьется над жилыми кварталами. Архитекторы выдвинули идею, позволяющую сыграть на контрасте: противопоставив плавные изгибы зеленой ленты парка жесткой сетке городской застройки. Ландшафтные архитекторы сфокусировались в своей работе на поиске нюансов, что составляют уникальную харизму этого места, и попробовали развить их и акцентировать при помощи ландшафтных средств. Им показалось важным, что Хай-Лайн дает ощущение «другого, странного мира». Интересным - что посетитель может ходить на высоте более 10 м, перемещаясь над оживленными улицами и видя городе непривычных ракурсов. И гармоничным - что пути пестрят необычными и случайными комбинациями растений-дикарей. Все свои идеи команда проектировщиков сформулировала кратко, но емко: «Оставайся диким и оставайся простым, оставайся тихим и оставайся медленным». Большинство доступов к парку осуществляется по обычным лестницам,что сделано сознательно: путь наверх, от ступени к ступени, дает выигрыш во времени, позволяя проникнуться сознанием того, что посетитель действительно перемещается в «другое пространство и измерение».



К блестящим идеям проекта относится уникальная дорожная система, позволившая и обыграть протяженный пешеходный маршрут по парку, и создать необычные и интересные аллюзии на его индустриальное прошлое.

Практически невозможно определить, где заканчивается мощение и начинаются посадки. Действительно, жесткие и мягкие покрытия взаимопроникают друг в друга, создавая замкнутую «кровеносную» систему. Полученный визуальный эффект таков, что порой сложно сказать, где походит граница между мощением и миксовыми посадками... Ничего похожего в традиционном саду - с дорожками и цветниками - вы не увидите никогда! Все здесь сделано настолько тонко и разнообразно, что невольно заставляет внимательно смотреть себе под ноги, изучая происходящее. Широкие гладкие «шпалы» не только создают необычную структуру дорожного полотна, но и имеют специальные стыки-зазоры, которые позволяют дождевой воде спокойно просачиваться вниз. Дренажно-накопительный элемент системы позволяет собирать влагу для водного питания растений и регулировать отток излишков воды через переливные отверстия. Специалисты утверждают, что от 80 до 90% всей воды, которая выпадает в виде осадков, удается собрать и сохранить. И наконец, о том, чего уже давно ждет отечественный читатель, -о растениях и работе популярного голландца Пита Удольфа (Piet Oudolf), который был привлечен для выбора и посадки растений. Его философия работы с растительным материалом, в которой есть место и времени, и движению - лейтмотиву Хай-Лайна, - важная и органичная составляющая этого проекта. Его узнаваемый натуралистичный стиль работы с растительным материалом - пожалуй, наилучшее дополнение к постмодернистской архитектурной среде. Соединяясь, они рождают новый стиль, который Элизабет Диллер (Elizabeth Diller) - один из архитекторов этого проекта -определила как постнатуральный. Элизабет имеет в виду, что природное здесь на равных правах участвует в формировании архитектурного образа - будучи уже не окружением, а его сутью.Здесь архитектурная форма как бы вырастает из самых простых элементов естественной среды вроде воды или деревьев, при этом используя возможности самых передовых технологий современности.



Удивительно, но каждая часть сада сохранила что-то из тех растений, что выросли здесь естественным образом! Разнообразные «карманы» в мощении и между рельсами, и ленточные бордюры, и приподнятые контейнеры - все это предоставляет массу возможностей для того, чтобы увидеть знаковый и излюбленный ассортимент Удольфа - травы и цветущие многолетники американских прерий.

Среди древесных насаждений - только те виды деревьев и кустарников, что имеют природный облик и выглядят как реплики заброшенного Хай-Лайна. Выразительность, по мнению Удольфа, - это не всегда богатый и превосходного качества сортовой материал. В первую очередь это растения, что создают жесткий каркас и держат композицию - вне зависимости от сезона. В конкретном случае речь идет о медленно растущих елях, можжевельниках и падубах. Всего же ассортимент насчитывает около 210 позиций. Много это или мало для крупного городского парка? Следует помнить, что в данном случае речь идет об очень жестких и специфических жизненных условиях для растений и существовании на субстрате толщиной около 45 см. К тому же здесь очень сухо и ветрено - возможностей для пышного цветения немного, и вообще, выживают тут сильнейшие. Большинство растений можно назвать «сверхстрессоустойчивыми».