Памятники эпохи бронзы

Важным этапом древней истории рассматриваемого региона является эпоха бронзы. Она в основном охватывает II тыс. до н. э. К этому времени относятся около 1,5 тыс., т. е. 1/3 археологических памятников, выявленных на территории республики Татарстан.

Свое название эпоха получила по металлу, из которого готовили орудия труда, оружие, украшения и принадлежности костюма. Бронза представляет сплав олова и меди; идеально, когда в ней содержится около 90% меди и 10% олова. Однако она не вытеснила каменные орудия труда и оружие. По своим качествам (например, твердости) камень не уступал бронзе, но, кроме того, камня в при-роде больше, чем составляющих бронзы (меди и олова).

Климатические условия рассматриваемого периода были благо-приятны для скотоводов, которым и принадлежит большинство вы-явленных памятников. В то же время люди, особенно в северных лесных районах, а также в поймах больших рек продолжали активно заниматься охотой, рыболовством, а также собирательством. В рассматриваемую эпоху на изучаемой территории начала возрастать роль земледелия.

В эпоху бронзы на территории Татарстана существовал ряд сменяющих друг друга культур. Некоторые из них представлены сравнительно небольшим числом памятников (балановская, абашевская, сейменская культуры), памятники других (срубная, черкаскульская культуры) занимали большую часть площади республики.



Появление указанных культур в крае, чаще всего, отражает процессы массовых этнических перемещений, которые проходили на широких степных и лесостепных пространствах Восточной Европы и Азии. Причины таких перемещений не всегда ясны. Среди них могли быть изменения природных условий, политические факторы и др. В конечном итоге они приводили к постепенному, иногда и быстрому, расселению пришлых племен на новых территориях.

Изучением памятников эпохи бронзы Нижнего Прикамья занимались такие исследователи, как Н. Ф. Высоцкий, П. И. Кротов, А. А. Штукенберг, А. В. Збруева, Н. Ф. Калинин. Наибольший вклад в изучение памятников этого периода внес А. Х. Халиков. Под руководством его были разведочно обследованы и раскопаны многочисленные поселения и могильники рассматриваемой эпохи, выделена приказанская культура, проводилась серьезная работа по периодизации памятников изучаемого периода. В то же время накопившиеся за последние десятилетия материалы позволяют по-новому рассматривать происходившие в эту эпоху процессы.

К сожалению, не только в Татарстане, но и во всей Российской федерации, хронология рассматриваемых древностей разработана слабо. Практически до сих пор нет культур эпохи бронзы, датировка которых была бы четко определена.

К числу ранних общностей эпохи бронзы на территории Татарстана исследователи относят балановскую культуру. Свое название культура получила по могильнику, раскопанному в 1940 г. у с. Бала- ново в Чувашии О. Н. Бадером. О. Н. Бадер и А. Х. Халиков предполагали, что ее носители жили в течение всего II тыс. до н. э.

Балановская культура принадлежит к широкой общности западных культур боевых топоров, названной по своеобразным ладье-видным или клиновидным формам таких изделий из камня. Западное происхождение культуры подтверждает и антропология. По данным М. С. Акимовой, погребенные из могильников относились к европеоидному узколицему восточно-средиземноморскому типу. Основная часть памятников балановской культуры находится в более западных и северо-западных районах территории Татарстана. Они сосредоточены в Предволжье (в основном в бассейне р. Свияги). В числе изучаемых 1 Козловский могильник в Буинском районе. От-дельные находки керамики и топоров балановского облика зафиксированы в Нижнем Прикамье (Базяковское, Соколовское и др.). А. Х. Халиков был склонен рассматривать их как отражение процесса влияния балановских племен на восточных соседей.



К числу характерных остатков балановской культуры относятся, кроме указанных специфичных по форме каменных топоров, свое-образная керамика с округлым дном. Выделяются шаровидные или реповидные амфоры с узким и низким горлом. Своеобразный наряд сосудам придавал сложный орнамент, выполненный с помощью резных и мелких гребенчатых линий. Узоры представляли раз-личные геометрические фигуры, составляющие орнаментальные пояса на сосудах. С балановских памятников представлены также кремневые черешковые наконечники стрел, бронзовые наконечники копий, вислообушные топоры, шилья, тесла, украшения и т. д.

Жили балановцы в срубных домах размером около 4x4, 4x6 м. Поселки располагались преимущественно на высоких, естественно укрепленных мысах, иногда огражденных рвами и валами. О прочной оседлости рассматриваемого населения свидетельствуют до-вольно мощные культурные слои поселений.

Могильники балановской культуры курганные и грунтовые. За-фиксированы одиночные, парные и коллективные захоронения. Погребенных обычно с вещами помещали скорченно (женщин на левом боку, головой на восток; мужчин на правом боку, головой на юг или север).

В хозяйстве балановского населения преобладало скотоводство. Состав стада включал в основном крупный рогатый скот, свиней, лошадей. В небольшом количестве зафиксированы кости мелкого рогатого скота. Некоторые исследователи считают, что у балановского населения было и примитивное земледелие. Имели место и присваивающие отрасли: охота, рыболовство, собирательство.

Одной из крупнейших древних общностей Восточной Европы эпохи бронзы является срубная культура, выделенная известным русским археологом В. А. Городцовым в начале XX в. Она получила на-звание по обряду погребения в срубах под курганными насыпями, зафиксированному при раскопках могильников. Территория куль-туры занимает широкий регион степи и лесостепи Восточной Европы от р. Днепра до Предуралья. Дата ее первоначально определялась второй половиной II тыс. до н. э. и даже началом 1 тыс. до н. э. Современные данные позволяют датировать памятники срубной культуры серединой II тыс до н. э. Материалы рассматриваемой культуры отличаются удивительным единообразием, что свидетельствует о единстве духовных представлений населения. Большинство исследователей относит носителей срубной культуры к индо-иранской группе. В антропологическом отношении срубняки были европеоидами.



Изучению памятников срубной культуры уделяли большое внимание археологи О. А. Кривцова-Гракова и Н. Я. Мерперт.

На территории Татарстана исследованием памятников срубной культуры начали заниматься еще в XIX столетии. В 1882 и 1897 г.

казанским археологом П. А. Пономаревым около д. Маклашеевки Спасского уезда в низовьях р. Утки, левого притока р. Волги, были раскопаны три кургана. Позднее исследования данных памятников проводили А. В. Збруева, А. Х. Халиков, Е. П. Казаков и другие археологи. В настоящее время на территории Татарстана выявлено около пятисот памятников срубной культуры. По левому берегу р. Волги северной границей распространения памятников срубной культуры является р. Кама. По данным А. Х. Халикова, в Предволжье весь бассейн р. Свияги был освоен срубными племенами.

Носители срубной культуры расселялись не только по долинам крупных рек (Волги, Камы, Свияги), но и по их даже небольшим при-токам. Поселения обычно располагались на краях надлуговых тер-рас. Площадь поселений составляла в среднем около 10 тыс. м2. Поселений, подвергнутых раскопкам, в Татарстане немного. На них выявлены остатки хозяйственных построек и жилищ. На Крым- Сарайском поселении изучены следы четырех подквадратных жилищ размером 10x10 м, расположенных вдоль берега реки, на рас-стоянии 10-30 м одно от другого. На ряде стоянок Закамья и Пред- волжья в обнажениях зафиксированы котлованы жилищ глубиной 60-100 см (Меллятамакская III в Муслюмовском районе, Речная III в Алексеевском и др.). Судя по имеющимся материаам, жилища племен срубной культуры данного региона представляли полуземлянки, заглубленные в грунт до метра и приспособленные для жизни в суровых зимних условиях. Культурные слои срубных стоянок обычно насыщены находками (керамикой, костями животных, остатками щебенки и т. д.). Анализ костных остатков с поселений показал, что рассматриваемое население разводило лошадей, крупный и мелкий рогатый скот.

На территории Татарстана достаточно широко изучены могильники срубной культуры. В настоящее время лишь в закамских районах Татарстана их зафиксировано 29. Более десятка могильников срубной культуры выявлено на относительно небольшой площади в низовьях рек Ахтая и Бездны. По-видимому, пойменная зона низовий этих рек с обильными травами привлекала древних скотоводов.

Обряд погребений срубной культуры низовий р. Камы сходен с обрядом срубных памятников других регионов. Умершие обычно погребались под курганами (остатки сруба, бревен-стояков и плах перекрытия зафиксированы на Старобайсаровском могильнике на востоке Татарстана). Но в большинстве случаев следы де-рева в погребениях не отмечались. Возможно, что иногда погребения устраивались в ямах без срубов подпрямоугольной формы глубиной до 140 см. Иногда под одним курганом находилось по нескольку десятков захоронений. Умершие в большинстве случаев помещались головами на север, скорченно, на левом боку. Перед лицевой частью черепа у кистей рук, согнутых в локтях, обычно ста-вились сосуды (рис.7Б). Под насыпями ряда курганов встречены остатки жертвенных и поминальных комплексов в виде сосудов, кострищ, костей лошадей. При исследовании Набережно-Челнинских курганов обнаружены пять сложных по конструкции ям глубиной от 60 до 250 см с остатками обожженных плах, костей человека и лошадей.

На поселениях и в могильниках встречен большой вещевой материал, основную часть его составляет керамика. Она плоскодонная, изготовленная от руки, толстостенная, с примесями в тесте шамота. Верхние части сосудов часто украшались орнаментом, нанесенным оттисками крупного гребенчатого штампа, ямочных вдавлений. На поверхности некоторых сосудов иногда встречаются, видимо, пиктографические знаки, смысл которых исследователям пока не ясен. По формам среди сосудов выделяются баночные, остро реберные и округлобокие горшки (рис.8).

Кроме посуды, с памятников срубной культуры происходят бронзовые топоры, кинжалы, шилья с костяными рукоятями, бронзовые желобчатые браслеты, серьги, пронизки, каменные булавы груше-видной формы, подвески из клыков животных и другие изделия.

Для срубняков характерны также ножи с плоской рукояткой с ромбовидным расширением на переходе к клинку.

Большинство орудий срубной культуры изготовлено из кремня. На поселениях встречаются кремневые топоры, тесла, наконечники стрел с выемчатым основанием и другие.

Ряд исследователей склонен утверждать, что племена срубной культуры проживали относительно небольшой промежуток времени на рассматриваемой территории. Позднее этот регион сменился населением, памятники которого относят к черкаскульской культу-ре.

Сравнительно небольшим числом на территории Татарстана представлены памятники сейменской и абашевской археологических культур. Сейменская культура получила название по могильнику у станции Сейма близ Нижнего Новгорода, изученному в 1924-1927 гг. А. В. Шмидтом. В Татарстане памятники сейменского типа представлены находками отдельных вещей и остатками разрушенного могильника у бывшей деревни Соколовка Спасского района в низовьях реки Ахтай. Среди вещей этого памятника примечательны бронзовые изделия: орнаментированный втульчатый топор-кельт, вислообушный топор и нож-кинжал.

Судя по имеющимся материалам, памятники абашевской культуры располагаются группами на широкой территории Волго-Уралья. Абашевские памятники Татарстана исследователи относят к сред- неволжскому варианту, выявленному в основном на территории Чувашии и республики Марий Эл. Как и во всей средневолжской группе, абашевские памятники Татарстана представлены курганными могильниками. Они находятся в основном в бассейне р. Свияги у сел. Васюково, Победа, Карашам.

Оригинальной является абашевская керамика, изготовленная от руки, с примесями в тесте толченых раковин. По формам выделяют-ся сосуды баночных, острореберных и колоколовидных форм. По-верхность сосудов часто орнаментировалась оттисками гребенчатого штампа. Узоры отдельных сосудов представляют сложные ком-позиции треугольников, меандров, каннелюр и др. (рис.9). Абашевские мастера отливали из бронзы топоры, наконечники копий, тесла, украшения. Специфическими для абашевцев являются костяные псалии от конских уздечек в виде дисков с шипами.

Судя по остаткам, основным занятием носителей абашевской культуры было скотоводство. Абашевские племена достигли больших успехов в усовершенствовании конского снаряжения; исследователи считают, что в данное время стал широко использоваться колесный транспорт. В южных регионах абашевской культуры зафиксированы остатки жилищ, немного заглубленных в землю.

Довольно сложным является погребальный обряд рассматриваемых племен. Погребения устраивались под курганами в ямах простых форм. Курганы обычно окружались ровиками. Существовали также погребальные оградки. Могилы имели перекрытия. В большинстве случаев погребенные укладывались на спину, ноги согнуты в коленях, руки были согнуты в локтях. Значительное место в погребальном обряде играл культ огня. Еще до сооружения курганной насыпи на древней поверхности разводились костры. Они располагались около ям, в ровиках и за оградками курганов. В кострищах встречались фрагменты толстостенной керамики, кости животных. А. Х. Халиков связывал абашевцев с индоиранскими племенами.

Одной из широко распространенных культур Вол го-Уральского региона является черкаскульская. Памятники данной культуры зафиксированы в зоне лесостепи от Среднего Урала до реки Волги. Многие исследователи черкаскульские древности включают в круг андроноидных культур (федоровская, абашевская, сузгунская и др.) восточного происхождения.

Черкаскульская культура была выделена К. В. Сальниковым в 1964 г. по материалам Черкаскульского селища и других памятников Зауралья. На них обнаружена керамика, близкая посуде андроновской культуры. К. В. Сальников выделял данные комплексы в лесной андрон. Обобщенная характеристика памятников данного круга представлена в его книге Очерки древней истории Южного Урала, изданной в 1967 г. В ней на территории Татарстана были отмечены относящиеся к данной культуре 3 памятника, изученные А. В. Збруевой у пос. Луговой в Елабужском р-не.

В последующие годы в Татарстане выявлены десятки памятников этого типа, отнесенные Н. Ф. Калининым и А. Х. Халиковым к приказанской культуре. Ряд из них был включен в другие культуры. Однако керамика и обряд некоторых из них явно являются черкаскульскими.

В 1969-1979 гг. Е. П. Казаков изучил более 60-ти погребений этой культуры на Такталачукском могильнике в Актанышском районе Татарстана. Это пока самый крупный, из числа раскопанных, не-крополь культуры и богатый материал его лег в основу выделенного М. Ф. Обыденовым такталачукского этапа черкаскульских древностей (третья четверть II тыс. до н. э.).

Антрополог Н. М. Рудь провела изучение костяков из Такталачукского могильника. Она пришла к выводу, что в это время на территории Татарстана жило смешанное по антропологическому типу население, имевшего как европеоидные, так и монголоидные признаки. Средний рост носителей черкаскульской культуры составлял всего 162-164 см, а женщин 155 см. По физическому типу это население было близким этническим группам, оставившим памятники андроновской культуры в степях Казахстана.

Материалы, полученные с поселений и могильников, позволяют достаточно полно характеризовать эту культуру на территории Татарстана. Ее носители появились на Нижней Каме в XIV в. до н. э. вслед за населением сейминской и абашевской культур с востока. Черкаскульцы, судя по материалам, были оседлыми скотоводами. Их поселения занимали площадки пологих надпойменных террас. У с. Уразаево Актанышского р-на П. Н. Старостин на черкаскульских стоянках выявил культурные слои мощностью от 30 до 80 см, содержащие керамику, кости животных, металлические изделия. Однако число таких поселений значительно меньше, чем срубных.

Полнее представлены материалы черкаскульских погребений, которые совершались под небольшими курганами. Под каждым курганом обычно находилось по одному захоронению в неглубокой яме подчетырехугольной формы. Погребенные чаще всего помещались в скорченном положении, с подогнутыми ногами, - на боку, головами на восток. Они сопровождались сосудом (в изголовье) и бронзовыми ножами и другими изделиями. Как и в зауральских комплексах, на площадках могильников обнаружены жертвенники со скоплениями пережженных остатков, развалов сосудов и других предметов (см. Балымский и Такталачукский комплексы).

Вещевой материал с черкаскульских памятников представлен керамикой, металлическими и кремневыми изделиями, предметами из кости. Керамика (много хорошо сохранившихся экземпляров ее из могильников) в виде плоскодонных горшков, часто с примесью толченых раковин. Она украшалась оттисками гребенки, каннелюрами, заштрихованными треугольниками, меандрами, подтреугольными ямками. Подобная посуда встречается в абашевских, федоровских, сузгунских и других комплексах андроновского круга.

Формы бронзовых изделий продолжали традиции предшествующих типов середины II тыс. до н. э. Среди них преобладают ножи трех типов: 1 - сейменского типа по слабо выраженной рукоятью, II - срубного типа с ромбическим расширением рукояти и III - с упором при переходе от рукояти к клинку. Все эти типы ножей встречены в погребениях Такталачукского могильника. Найдены в погребениях бронзовое копье с пламневидным пером, игла, височные подвески, свернутые из листа бронзы. Наконечники стрел изготовлялись из кости и кремня. В погребении 300 могильника Тактала- чук найдены три наконечника стрел с выемчатым основаниями.

Потомки черкаскульского населения, видимо, продолжали проживать на территории Нижнего Прикамья и в последней четверти II тыс. до н. э. Об этом свидетельствуют памятники с керамикой межов- ского этапа черкаскульской культуры. В упрощенной форме и орнаментации ее сохраняются многие элементы, предыдущего, тактала-чукского, этапа. Межовские памятники встречены и в Заволжье к югу от Татарстана (Сусканское поселение). Однако, основная часть их отмечена в Приуралье и в Прикамье (Луговская, Ильичевская группы и др.; раскопки А. В. Збруевой и В. Н. Маркова).

У с. Подгорные Байлары в Мензелинском р-не Е. П. Казаковым изучен могильник с подкурганными погребениями этого времени. Погребенные были ориентированы головой на запад. Рядом с мо-гилами находились две ритуальные ямы, в которых встречены угольники, измельченные кости животных и человека.

В этот период высокого развития достигла металлургия местного населения. Имеется целый ряд кладов изделий из бронзы, найденных на территории республики. Одним из них является Дербеденьский клад, найденный еще в XIX в. близ д. Дербедень (Альметьевский р-он Татарстана). В него входили бронзовые серпы-секачи, втульчатые топоры, тесло, нож. Такие же предметы встречены и на других памятниках Волго-Камья. Серповидные изделия говорят о том, что население активно занималось заготовкой сена и веточного корма для скота.

Заключительный этап бронзового века представлен памятниками маклашеевского типа. А. Х. Халиков относил их к маклашеевскому этапу приказанской культуры. Однако в последние годы часть исследователей (В. Н. Марков и др.), используя новые материалы, вполне обоснованно выделяют маклашеевские памятники в отдельную культуру. Высказываются также мнения, что она является переходной от эпохи бронзы к эпохе раннего железа или даже относится к раннему железному веку.

Маклашеевская группа памятников получила свое название по курганным могильникам, расположенным у бывшей д. Маклашеев- ка в Спасском р-не Татарстана. В1897-98 гг. исследование их провели П. А. Пономарев и А. А. Спицын. В 1961-1962 гг. раскопки были продолжены А. Х. Халиковым.

Территория распространения маклашеевских памятников почти совпадает с локализацией памятников последующей ананьинской культуры. Памятники маклашеевского круга концентрируются по краям террас широких долин рек Волго-Камья. Зафиксирована тенденция устройства поселений на высоких мысах коренных террас, их останцах и даже возведения в виде укреплений валов и рвов (городище Казанка II и др.).

Площадь основной массы поселений составляет 3,6 тыс. кв. м, хотя у наиболее крупных она достигает 15 тыс. кв. м. На некоторых памятниках изучены довольно узкие (4-5 м), но длинные (до 12 м) наземные дома со столбовой конструкцией и очагами. На территории поселений выявлены также жертвенники в виде кострищ с включением обломков керамики, костей животных, кремня.

Как и большинство поселений, маклашеевские могильники располагаются по краям надлуговых террас. В настоящее время исследовано полтора десятка могильников, на которых зафиксировано около двухсот пятидесяти захоронений (Маклашеевский III, Новомордовские V, VIII; Полянский II, Луговской, Кумысский, Мурзихинский и др.).

Захоронения обычно совершались в подпрямоугольных могильных ямах глубиной около 1 м. На раннем этапе над ними насыпались небольшие курганы. Большинство погребений одиночные. Уложены вытянуто, на спине, головой к северу. Реже встречаются парные и коллективные захоронения. Погребенные сопровождались заупокойной пищей, от которой сохранялись кости животных; бронзовыми, кремневыми и костяными поделками; а также сосудами. На площадках могильников в неглубоких ямах возле могил зафиксированы остатки жертвенных комплексов в виде костей животных и сосудов.

Примечательны остатки захоронений знатных представителей племени. Одно из них изучено на могильнике Девичий городок IV в низовьях р. Ахтай. Погребение совершено в большой яме размером 400x180 см. От жертвенной пищи сохранился скелет овцы и кости лошади. Среди сопровождающего инвентаря были диоритовая булава, бронзовые копье, нож-кинжал и другие вещи.

Среди маклашеевского вещевого инвентаря преобладает керамика. Она лепная круглодонная, что сразу отличает ее от плоскодонной посуды предыдущего времени, которую А. Х. Халиков относил к атабаевскому этапу приказанской культуры. Выделяется керамика с парными зигзагообразными резными или гребенчатыми линиями (рис.12), а также строенными ямками по шейке и сосуды с отпечатками на стенках ткани. Последние отражают западное волго-окское влияние.

Судя по вещевому инвентарю, маклашеевские комплексы можно датировать XI-IX вв. до н. э. По ряду бронзовых и костяных изделий они непосредственно связываются с последующими (ананьинскими) древностями раннего железного века.

Основой хозяйства маклашеевского населения было скотоводство. Разводили крупный и мелкий рогатый скот, лошадей. Об использовании лошадей в качестве ездовых животных свидетельствуют многочисленные костяные стержневые псалии с отверстиями для продеваня ремня. Заметную роль в хозяйстве занимали и присваивающие отрасли: охота, рыболовство, собирательство.