Главная » Публицистика

0 ... 37 38 39 40 41 42 43 ... 92

ГЛАВА II.

ЗРЕЛИЩНЫЕ ЗДАНИЯ

Здания, учреждения и комплексы культуры всегда занимали особое место в архитектурном проектировании, что обусловлено их особой ролью в жизни общества. В разиые времена различные типы сооружений играли роль центров искусств - это храмовые комплексы древности и дворцы их«ператоров, творческие мастерские п академии, частные коллекции и многоуровневые выставочные комплексы, а также театры, когщертные залы, открытые арены п, наконец, просто элементы городской, сельской среды и природного .ландшафта. Важнейшей чертой развития центров искусств, наряду с обеспечением «повседневной жизни» искусства, является возможность поиска и зарождения новых глтей и направлений в искусстве, их популяризация и взаимообогащение на синтетической основе. В современных условиях, когда культурная жизнь очень многообразна и находится в неустойчивом состоянии поиска, особенно актуально существование всего многообразия центров искусств, в том числе и комплексных. Их создание и развитие в будущем возможно только на осознании и систематизации опыта прошлого и настоящего.

К зрелищным сооружениям относятся: кинотеатры, концертные зады, клубы, театры, цирки, музеи, выставки.

При всем разнообразии архитектурно-планировочных рещений зре.лцщных зданий их объединяет единая композиционная основа - наличие в ядре здания г-лавного зала. Значимость зданий этого типа обусдов.чивает тщательный поиск архитектурного образа исходя не только из особенностей определенной формы представления, но и выявления уникальности объекта для решения градостроительных задач.

При выборе \щастка для зрелищных зданий следует избегать территорий с ярко выраженным шумовым фоном и вибрациями, что усложняет обеспечение необходимых акустических условий в помещениях.

Размеры земельных участков под зрелищные здания определяются расчетом в соответствии с нормами: для кинотеатров - 5 м на одно место в зате, щля концертных залов и цирков - 0,7-1,5 га в зависихюсти от вместимости, для театров - 1,2-1,7 га.

Отличительной особенностью планировочной организации участка является обязательное наличие площади перед главным входом в здание, разгрузочных площадок и хозяйственного двора.

Основная объемно-планировочная, функциональная и, конечно, художественная задача при проектировании зрелищных зданий каждого из указанных типов - найти наибо.дее удачное и рационадьное сочетание зрительского комплекса и остальных помещений. Так, помещения кинотеатров делятся на три группы:

- зрительский комплекс;

- помещения киноаппаратной;

- служебно-хозяйственные помещения.



i* 111 t



Международный Дом музыки в Москве, Россия, архитекторы Ю. Гнедовский, В. Красильников, Д. Солопов, М. Гаври-лова, С. Гнедовский, 2000-2002





Помещения mecmipoe включают зрительскую и сценическую части, цирков

- зрительскую и производственную части, помещения клубов -~ зрительскую и клубную части.

Остановимся кратко на от.зичительных особенностях каждого из типов

зрелищных зданий,

11.1. Здания кинотеатров

Кинотеатры подразделяются на: круглогодичные (многозатьные. однозаль-ные) и сезонные (летние открытые и летние закрытые).

Главное помещение к1шотеатра - зрительный зал, обеспечивающий зрителям условия ко.мфортного просмотра фи,дьма. Форма за.ча пря.моугольная, трапециевидная илп по.дукруглая 15]. Кинотеатры мог\т проектироваться с универсальных™ залами с помещениями для кафе и клубной работы, для работы с детьми. В настоящее время, когда можно констатировать новое повышение интереса к кино, здания кинотеатров, как и иные общественные здания, должны обладать прежде всего двумя характеристикалш: высокой технологичностью и универсатностью.

Общий признак классификации кинотеатров по композиции - положение зрительного зала по отношению к главному фасаду. В глубинных ко1ушозициях продольная ось зала перпендикулярна плоскости фасада, во фронтальных - параллельна. -Эти композиционные схемы в зависимости от расположения зала на первом или втором этаже делятся на горизонтальную и вертикальную. Следует подчеркнуть, что данная классификация носит самый общий характер и является лишь базой ,д.тя построения выразительных композиционных решений.

Требования к параметрам зрительного зала и киноэкрана

В зависимости от параметров пленки существуют четыре вида проецирования, которыми определяются пропорции киноэкрана (отношение высоты к длине):

- обыкновенный экран (о) 1 :1,.37:

- широкоэкранный (ш) 1 : 2,35:

- широформатный (ф) 1 : 2,2;

- кашетированный (к) 1 : 1,66.

Места для зрите.зей в зрительных залах при кинодемонстрации рекомендуется проектировать [43] в пре,ае.дах зоны, изображенной на приведенно.м рисунке, где:

- Д - длина зрительного зюа по его оси от экрана до спинки кресел последнего ряда:

- Г - расстояние по оси зрите.яьного зала от киноэкрана до спинки кресел первого ряда равно 0,36 Д;

- Ш - ширина рабочего поля киноэкрана (криволинейного по хорде); Р> высота рабочего поля экрана.

Ширину .экрана (Ш) рекомендуется принимать:

- Шф - 0,6 Д;

- Ш;, - 0,43 Д;



0 ... 37 38 39 40 41 42 43 ... 92