Главная » Публицистика

0 ... 40 41 42 43 44 45 46 ... 92

7 . Т



Примеры схем построения глубинной колосниковой сцены с двумя карманами и арьерсценой (варианты механического оборудования показаны условно)



ffio





Примеры основных схем построения глубинной колосниковой сцены, карманов и арьерсцены (варианты механического оборудования показаны условно): а-г - с одни.м карманом и арьерсценой; д-е - с одним карманом без арьерсцены: ж-м с двумя карманами; к-л ....... с арьерсценой без кар.манов; м - без карманов и арьерсцены



ны должна не менее чем в 2 раза превьндать ширину портального отверстия.

Глубина сцены делается, как правило, в 1,5 раза более ширины портала.

Глубинная сцена оборудуется колотикалт и подъемами - устройствами для быстрой смены декораций. Высота сцены до ко.тосников составляет три высоты портального отверстия.

Кроме основной сцены для ускорения смены декораций предусматриваются боковые сцены (карманы), нижняя сцена (трюм) и задняя сцена (арьерсцена).

В отечественной и зарубежной практике проектирования театров применяются шесть схем построения глубинной ко.чосниковой сцены, различающихся степенью пространственного развития и объемом воз.можностей, которые в принципе может эта сцена предоставить:

схема 1 - сцена с двумя карманами и арьерсценой;

схема 2 - сцена с одним кар.маном и арьерсценой;

схема 3 сцена с двумя карманами без арьерсцены;

схема 4 - сцена с одним карманом;

схема 5 - сцена с арьерсценой;

схема 6 - сцена без карманов и арьерсцены.

Основные габариты сцены, м, рекомендуется принимать по нижеследующей таблице.

на

Глупи-1

на j

Высота

Строительный нор- j " 1 С „ !авансце- ;тал (игровой портал)! .

ширина j высота 1 менее ;

ширин

Арьерсцена а, глубина;

высота,

ишрива!

Карман

глубина!

высота

18 1

2 05}

8 (7) 3,5 (5) 1,8

10 (8) 6.5 (5.5) 1,8

12 (10) 7,5 (6,5) 1,8

с- 4

14 (12) 8,5 (7,5) 1.8

13,5

С--.Э

16 (И) 9.5 (8.5) 1,8

10,5

Под п;щншето,м сцены предусматривается трюм с размерами в плане, равными размерам сцен. Высоту трюма до низа выступаюидих конструкций рекомендуется принимать не менее 2.2 м. В случае применения наютадного п;ган-тетного оборудования, врезного вращающегося круга, круга с кольцом (коль-!1ами). а также при отсутствии подобного оборудования трюм проектируется одноэтажны,м. При проектировании барабанного круга, подъемно-опускных п.тощадок и иного подобного сценического оборудования количество этажей трюма определяется проекто.м.

Авансцена проектируется выпуюой в зал. прямолинейной или огибающей переднюю часть зоны зрительских мест. Боковые крылья авансцены (калипе-ры) могут быть продо.зжены до псресечешгя их с поперечным проходом зрительного зала. Длина авансцены проектируется не .менее ширины строите.чь-но1л> портщза. С авансцены при отсутствии боковых крыльев на уровень первых ря.тов .зрительских .мест цредус:чщтриваются не менее двух лестниц-сходов нли пандусов, ведупшх к проходам зала. Возможно также устройство сплошной лестнищл по пери.метру авансцены. Рекомендуется обеспечивать выходы на авансцену при закрыто.м занавесе сценьг



Размеры оркестровой ямы рекомендуется принимать по данным, приведенным в таблице.

; Ширина, м, не менее

у оркестровой ямы , гцюема

Дра.матически!! и музыка.тыю-дра.матический 3 2

Музыкатьной ко.медии 4„э .3,5

Оперы и балета 6 4,5

Высота от уровня пола до низа выступающих конструкций составляет 2,1-2.4 м. Площадь на одного артиста оркестра - не менее 1,3 м-. При проектировании имеет смысл предусматривать возможность перекрытия проема оркестровой ямы и трансформации ее барьера и пола. Нависание авансцены над оркестровой ямой составляет 1/3 ширины последней в драматических и музыкально-драматических театрах и 1/4 - в театрах музыкальной ко.медии, оперы и балета. По сторонам проема оркестровой ямы у боковых стен зрительного зала остав.ляются участки авансцены шириной не менее 1,2 м. При нависа-нии авансцены над оркестровой ямой возможно устройство ступенчатого пола оркестровой ямы с понижением в сторону сцены.

Построение зрительного зала тесно связано со сценой. Так, восприятие театрального действия беспрепятственно происходит с мест, ограниченных шириной порта.ча. Мимику актера считают различимой при удалении зрителя от «красной линии» сцены (проекция портала на планшет сцены) на 25 ,m в дра-.матическом театре и 32 м - в оиернохь Кроме того, нормируются вертикальные и горизонта.чьные углы наилучп1его восприятия.

Различают два основных типа зрительного зала - ярусный и амфитеат-рольный.

Объем зрительного зала подсчитывается, исходя из нормы 4-6 м- на одно зрительское место в дра.матическом театре и 6 - 8 м - в оперном театре. Площадь зрительских мест в за.те ориентировочно можно принимать от 0.7 до 0,8 на одного зрителя.

Для удовлетворения требований, возникающих при проведении в одном зале спектаклей, различных по жанру и сценическим решениям, а также общественных мероприятий, кинопоказа, концертов и т.п., применяются трансформации сцены и зрительного зала. Возможны планировочные и пространственные транс-формац1П1, а также их различные сочетания. Особенностью планировочной трансформации является ее вспомогательный характер. Создавая варианты архитектурно-планировочных решений сцены и зала, трансформация обеспечивает ко.мпромиссные условия для проведения различных мероприятий, не затра-пшая основные параметры з;иа - его форму и объехь Пространственная трансформация является радикальньгм средством, с по>юи1ью которого .можно изменять как форму и объем, так и количество залов, что обеспечивает соответствующие варианты решения зала для каждого из проводимых .мероприятий, повышает эффективность попользования всего сооружения.

При сцене располаганэтся noNfemennH ее технологического обеспечения: осветительные боковые ложи (боковых стен зала): помещение выносного софи-



0 ... 40 41 42 43 44 45 46 ... 92