Главная » Публицистика

0 ... 49 50 51 52 53 54 55 ... 92

- возможность внесения изменении в структуру зазов во времени в связи с пополнением и обновлением экспозиций;

- связь с открытой экспозицией;

- включение в структуру экспозиционных затов специазьных зон отдыха п помеидений для подготовки экс1юзиций и хранения уборочного инвентаря.

Функционально и технологически экспозиционные залы до.лжны быть связаны с фондохранилища.мц и мастерскгам. В случае расположения их на разных этажах в здании предусматриваются грузовые лифты или подъемники для транспортировки экспонатов.

Наибо.лее распространенным типом композиции здания музея является расположение экспозиции вокруг центрального вводного зада на втором и третьем этажах. Расположение экспозиции выше третьего этажа нежелательно, что не исключает в конкретных условиях строительства многоэтажных комплексов.

Заты художественных музеев желательно проектировать с естественным освещением с ориентащгей световых проемов предпочтительно на северную сторону горизонта; по условиях! экспонирования произведений графики целесообразно предоставление им специальных залов.

Экспозиционная площадь на одного посетителя состав.ляет ,3-4 м. В небо.ль-ших музеях (с экспозиционной площадью до 500 м) следует иредусматривать возможность организации на экспозиционных шощадях мест проведения встреч, показа кинофильмов, а также времегтых вьктавок. При проектировании залов следует стрелтться к сокращению оконных и двер1Щ1х проемов, жестко фиксиро-вагтых конструктивных опор и перегородок, затрудняющих переггланировку и организацию экспозиции. Для соблюдения этих требований необходи,мо использовать все хшогообразие архи.тектурных средств: выбор общей схемы здания, этажности, фовней гюла и потолка, ггластики объемов и пространств, световых и цветовых акцентов, создание акцентов композиционных и т.п.

Высота рядовых экспозиционных залов прини.мается равной 4-5 м, больших залов - 6-8 м, высота экспозиционного пояса 1,50-1,70 м на расстоянии 0,8-0,9 м от по.та. Д.лина экспозиционного ряда не должна превышать 20-50 м,. Загрузка площади экспозиционного пояса экспонатами принимается равной 50-60%. Удаление зрителя от экспоната обычно принимается равным двойной высоте экспоната. Целостность зрительного восприятия экспозиционного пространства ограничивается 24 м 28.

Маршрут осмотра .может быть принудительным, свободным или представлять их сочетание. Принудительный график с обязательным посещение.м всех разде.лов в определенной послсдавательности характерен для дидактических экспозиций, в меньшей степени - для художественных музеев. Последовательность осмотра желательно организовывать слева направо и сверху вниз при многоуровневом построении экспозиции. Маршрут осютра и система освещения могут стать определяющими моментами в построении композициошшгх схем. Чтобы свести воедино наушные. содержательн:ые и функционагьно-техно-логаческие вопросы оргапизащди экспозиции требуется разработка единой художественной когщепцт! музея в соответствии с характером коллекции и ее индивидуальное воплощение в натуре. При раз:%1ещении экспозиции в ,много-



; 1


элияние расположения входов на маршрут осмотра экспозиции музея

rnzn;

2 i i,

Экспози1р10нные приемы, влияющие на изменение характера внимания посетителей и направление их перемещения: 1 - направленное внимание: 2 - рассеянное внимание: 3 - концентрированное внимание: 4 - отвлеченное внимание

этажном здании на разных этажах предпочтительна организация маршрута сверху вниз. Осмотр экспозшщи внутри затов организуется слева направо.

При построении графика осмотра экспозицрш центратьные места следует отводить для размещения ведущих экспонатов, выделяемых средствами художественного оформления (свето.м, цвето.м, фоно.м, обра.млепием). Загрузка пола крупными экспоната.ми и витринами принимается в пределах 20-30 %. ширина главного про.хода - 2-3 и, второстепешюго - 1,5-2 м. Перед ведущими экспонатами желательно оставлять свободное пространство в 10-15 м.

Выставочные залы (залы временных выставок) - неоп>емлем1щ часть современного музея [28]. Выставочная экспозиция тематически ограничена и потому носит более частный информационны?! характер. Поэтому если постоянная экспозиция музеев об:нов.чяется раз в 7-10 лет. то экспозиция выставок !у1еияется через месяц-два. Частая с.%1ена экспозиции, изменение требований к ней определяют необходимость в еще большей универсатьности выставочных затов по сравнению с экспозиционными. Выставочные заты должны быть приспособлены к установке самых разнообразных конструкциб! и оборудования. Выставочный зат до.тжен быть максиматьно приближен к вестибюлю или даже и.меть самостсштельный вход. При выставочных затах желательно пре-



дусмотреть специальные помещения для хранения инвентарного экспозици-ошюго оборудования, временного хранения и упаковки экспонатов, для различных подготовительных работ.

Пространственное построение музея может быть различным в зависимости от множества факторов, его диктующих. Однако наиболее характерны.м современным подходом яв.дяется использование универсального пространства с гибкой п.дант1ровочной структурой и возможностью трансформации. Залы музеев .могут быть как открытыми во внешнюю среду, иметь идеальную связь с природой (прие.м галереи), так и изолированными от окружения, обеспечивая сосредоточение лишь на объекте экспозиции.

Кинолещионный зал

Б.док помешений кинолещтнного зала включает: кинолекционный зал с эстрадой, киноаппаратную, комнату при эстраде, фойе при кинозале, которое может быть объединено с вестибюлем. Кино.декционный зал целесообразно располагать вблизи от вестибюля для обеспечения возможности автономного от режима работы экспозиции исио.льзования. Кинолекционный за.л может служить для проведения тематических кинопоказов, семинаров и конференций для школьников м взрослого населения. Кроме кинопроекционных устройств в за,ле до.лжны быть небо.льшое возвышение д.ля демонстрации экспонатов, доска и приспособление для развески картин и наглядных пособий, созданы условия для показа диапозитивов и видеофильмов.

Административные, рабочие, подсобные помещения, библиотека

Эта группа помещений должна располагаться обособленно от зоны постоянной экспозиции и и.\1еть свой служебный вход со служебным вестибю.лелг

Кружковые и студийные комнаты предназначаются для проведения самых различных занятий, поэтому в них нужно предусмотреть возможность транс-фор.мацип, приспособления для работы различных групп. Работа музейных кружков и студий основана на изучении материалов музейных фондов и тех-нологаи .музейных лабораторий. Это не означает, что кружковые ко.мнаты должны раз.меишться в непосредственной близости от них. Наоборот, их следует удалить друг от друга, так как здесь собирается много .людей и помещения становятся источником шума.

Рабочие помещения - кабинеты и общие комнаты, предназначенные для ад-министрации и сотрудников музея. Их желательно располагать вблизи входа - главного или служебного. Рабочие комнаты научных сотрудников мог\-т быть сгруптшрованы вместе или рассредоточены, находясь около тех отделов, где ведется основная работа.

Научная библиотека музея является хранилищем не только текущей научной литературы, но и редких изданий, входящих в коллекции. Она обслуживает в основном сотрудников музея. Д.ля научной работы предназначаются сиециа.дьные кабинеты, расположенные рядом с библиотекой. Площадь помещений для научной работы прини.мается из расчета 4,5 м на одного сотрудника - научного работника и 9 м - на одного руководителя отдела или сектора.

п. 3.659 1 61



0 ... 49 50 51 52 53 54 55 ... 92