Главная » Публицистика

0 ... 50 51 52 53 54 55 56 ... 92

Библиотека комплектует свои фонды в соответствии со спецификой музея, обслуживает сотрудников музея и посетителей. Необходимо отметить, что в современном музее функции научной библиотеки существенно расширены в основном за счет двух параметров:

- современные средства хранения информации подразумевают на.чичие в насщной библиотеке компьютерных залов, в т.ч. со свободным доступом в Интернет;

- научная библиотека предназначена в отдельных своих частях для пользования посетителями музея. Приведем площади погдещений библиотеки.

Наименование помещений (зон) Единица измерения ! П.чощадь.

1. Помещения (зоны) обслуживания читателей Места для чтения:

при одноместных столах

1 место

при двухместных столах

1 место

Фонд открытого доступа

1000 ед. хранения

Кафедра выдачи и приема литературы

1 кафедра

2. Компьютерные залы

1 место

3. Помещения (зоны) хранения и служебной работы

Фонд без открытого доступа

1000 ед. хранения

Места для библиотечно-производственной работы

1 место

Лаборатории и мастерские

Лаборатории и мастерские призваны обеспечить нормальную деятельность музея. Их состав может быть различным в зависимости от характера экспозиции. Как правило, это реставрационная мастерская, тaкcидepп-Iчecкaя лаборатория, художественная мастерская, модельная и макетная мастерские, столярная, слесарная мастерскаие, фотолаборатория. Наиболее сложную и ответственную работу ведет реставрационная мастерская-лаборатория, которая должна быть удобно связана с фондохранилищем.

Таксидермическая мастерская должна быть представлена рабочей комнатой, оборудованной письменным столом, книжным шкафом и препараторско!!.

Художественная мастерская должна быть свет.лой и просторной, ориентированной на север. Располагается в закрытой зоне музея с хорошей связью с экспозиционны.ми зала.ми, фотолабораторией и особенно поделоч1юй .мастерской. В поделочной мастерской ведутся все текупще работы по оборудованию экспозиций и фондохранилища: переплетные, столярные, слесарные, электротехнические, малярные и др.

Фондохранилища

Фондохрантище - это блок помещений, включающий собственно хранилища по различным видам экспонатов и вспсмогательные помещения: поме-ищние приема экспонатов, изолятор, дезинфекционную камеру, фототеку и на\щный архив, рабочие комнаты и др. Площади фондохранилищ составляют





Городской культурный центр в Ивате, Япония, архит. К. Курокава, 1999



1/2 от экспозиционных площадей, при этом в экспозиционных задах размещаются 20% единиц хранения фонда.

Размещение и оборудование фондохранилищ, их соот1юшение с остальными помещениями - проблема первостепенной важности для всех музеев. От этого зависит сохранность коллекций, воз.южность полноценного проведения исследовательской работы. Хранилища перестали быть складом для экспонатов. Опреде.тенная часть хранилищ стала открываться для изучения ко.жтек-ций. Появляется новая идея расширяющегося фондохранилипда - воз>,!ож-ность перспективного расширения - изначальное требование при проектировании каждого музея. Действительно, мобильность в организации пространства музеев дает возхюжность предвосхитить черты музеев будущего. Выдви-гдлось предложение иметь горизонтальный: экспозиционныб! б.ток, одно- или двухэтажный, с вертикальным многоярусны.м фондохранилищем.

Все музейные экспонаты под.лежат строгому документальному учету п научному описанию с целью обеспечения их сохранности, раскрытия исторического, научного и художественного значений:, создания условий для их широкого показа в экспозищш музея и на выставках, испо.тьзования в научно-про-светите.льной работе и в научных целях.

Сиециатьно оборудованные хранилища должны быть удобно связаны с экспозиционными залами. Их расположение в структуре здания должно обеспечивать воз.чтожность перспективного расппгрения.

В хранилищах следует предусматривать специальные места для работы сотрудников с соответствующи.м оборудование.%1 и освещением. Фондохраншти-ща разделяются на отде.чьные секции по видам хранимых материатов для создания оптнматьного режима хранения для каждого. Ра.зличанзт с.тедующне виды фондовых материатов: живопись; графика; документы и памятники пись,\щнности; ску.тьптура и архитектурные фрагменты: стекло, фарфор, керамика; метат.л; одежда, ткани, ковры; изделия из дерева, в т.ч. мебель; археологические коллекции; ну,мизх1атика; фото-, кино- и фотофонд; сейфовое хранение драгоценных металлов, орденов и других уникальных экспонатов. Режим хранения направлен также на предупреждение поврежден1и"1 и случаев хищения. В связи с этим предусматривается соответствующая структура помещений и их оборудование.

Хозяйственные и технические по.иещения музея должны быть организованы таким образом, чтобы обеспечивать необходтьмый для них технологический режим: помещений температурный, в.тажностный, световой, санитарный, так как главной задачей музея яв.тяется предупреждение пли сведение к .ми-них1уму процессов старения предметов основного фонда.

12.5. Организация внутреннего пространства музея

Основной этаж му-зея предназначен для размещения экспозишии. Во м{югих зданиях он расположен на уровне тротуара или неско.чько приподнят. Высоко расположенный главный этаж создает определенные эксплуатационные трудности. При выборе уровня основного выставочного этажа необходимо лчитывать транспортировку экспонатов, их освещение, перемещение посетителей.



0 ... 50 51 52 53 54 55 56 ... 92