Главная » Публицистика

0 ... 52 53 54 55 56 57 58 ... 92

ходимости. Каждый такой элемент содержит выставочную зону и помещения для хранения. В крупных музеях эти элементы мог}т развиться до отдссльных специализированных музеев.

Для музея характерна относительная стационарность экспозиции и определенный график движения. Планировка должна быть простой, в ряде случаев должна предусматриваться возх1ожность выборочного осмотра части экспозиции. Драматургия восприятия экспонируемого матерца.та диктует в каждом конкретном случае свои пути решения интерьера музея;

- организация центра.чьного ядра - распреде.лительного пространства;

- дифференциация пространства в зависимости от запросов посетителей. Архитектура экспозиционных залов влияет на объемно-планировочное и

образное решение всего здания. За.ты должны быть приб.пижены к посетителю, а пешеходные коммуникации максимшшно сокращены и облегчены. Принцип экономии помещений, который определяет построение музея от вестибюля до экспозиции, должен соблюдаться и в самих залах. Поскольку движение в зале начинается от входа, рассмотрим, как его расположение влияет на маршрут движения. Для тупшдавых залов положение входа несущественно. После осмотра по периметру зритель снова возвращается ко входу. Холостых переходов нет. В проходных за.тах при распо.чожении дверей на одной оси выгоднее оказывается их размещение по широкой стороне. Диагонально расположенные двери обуслов.ливают самый длинный холосто?! проход. Промежуточные пространства между залами не должны быть просто ком.муникацион-ными. Они должны создавать паузы для отдыха, разрядки от эмоционшшной нагрузки, возникающей при осмотре ;экспозиции.

Экспозиционное оборудование музея также разнообразно как и экспозиция. Оно играет весьма важную роль в формировании облика интерьера зала. Не выступая в музее в качестве самостояте.тьной художественной ценности, оно должно выполнять важнейшую художественную функцию, заютючающу-юся в формировании такой предметной среды, которая при разнообразии при-е.чов демонстрации экспонатов обеспечивала бы стилевое и композиционное единство всей экспозиции музея. Единство оборудова5-П1я должно преодолеть пестроту экспонатов.

Ведущую роль в организации внутреннего пространства музея играет освещение. Можно выяв1ггь следующие подходы к его решению:

- максимальное раскрытие и естественное освещение всего пространства;

- разграничение световых потоков (отдельные залы с верхним светом);

- в 2-этажном здании боковое освещение по 1-му этажу и верхнее - по 2-му этажу;

- верхнебоковое и системы искусственного освещения.

В концептуальном плане трактовка интерьерных пространств музеев решается разны.ми путями. Наиболее традиционный тип внутреннего пространства .музея, замкнутый и самодостаточный, в современных проектах часто вытесняется бо.чее открытым и комплексным. Это более органично отвечает идеологии .музея как универсального центра искусств [12] и более демократичного пространственного объекта - части окружающей среды. Это стремление к открытости выражается на разных уровнях. Важное значение приобретает игра



открытых н закрытых пространств, а также акцент на использовании «полузакрытых» пространств как метафоре полвижности и неоднозначности современного искусства. Есди традиционно остек.тение применялось для разного рода коммуникаций и буферных пространств (атриумов, переходов, холлов), то в современной практике авторы все чаще прибегают к раскрытию экспозиционных пространств, добиваясь неожиданных эффектов дополнитсдьных визуальных связей (с парковым окружением, с городом).

Экспозиционное оборудование в музеях очень разнообразно, как разнообразна и сама экспозиция, однако один принцип присутствует всегда: оно должно быть максимально незаметным, не прив.чекая к себе внимания.

В структуре музея очень существенно соотношение .между постоянной экспозицией и временными выставками. Действительно, музей, которому нечего прибавить к ранее созданному, неизбежно превращается в музей в нарицательном значении этого слова. В современной практике есть музегк деятельность которых целиком основана на организации временных выставок. Именно выставочная зона посвящена временному и преходяще.му, что находит отражение и в архитектуре зданий. Наиболее часто в процессе развития комплекса композиция приобретает сложный, расчлененный характер. В современной практике проектирования авторы изначально заютадывают развитую пространственную структуру кохитдекса.

12.5. Конструктивное решение

Развитие новых конструкций распшрило представление о морфологии архитектурного языка .музеев, и сложные формы разнообразных пространственных структур занимают в архитектуре современных музеев заметное место наряду с бо.тее цросты.ми, традиционными.

Конструктивное решение здания музея может трактоваться в двух направлениях: как следование чисто ути.зитарным (функциона.зьным) потребностя.м и как важный элемент архитектурно-композиционного решения объекта. В первом случае конструктивное решение призвано обеспечить удобное функционирование комплекса, что касается в первую очередь крупногабаритных пространств (атриумов, экспозиционных и концертных залов), а также надежной и це.чесообразной организации фон.дохранилищ.

Для организации свободных перетекающих пространств в интерьере сооружения целесообразно использование каркасной схемы. Это решение, характерное д.дя .модернизма, позво.дяет изящно решать архитектуру .мини.матьными средства.ми. предоставляя при этом полную свободу в поисках иньтх решений (применение всевозможных навесных панелей, использование декора). При-.менение ферм постепенно вытесняется использованием пространственных покрытий. Перекрытия на основе гигантских рам (на этаж) позволяют использовать междуэтажное пространство для подсобных помешений и запасников.

Использование большепролетных пространственных конструкций целесообразно для перекрытия безопорных пространств, при это.м они всегда сообщают зданию дополни.тельную образную выразительность как в интерьере, так и во внешнем облике. В XX веке широко исподьзоваишь все типы простран-




Выставочные павильоны на всемирных выставках ЭКСПО. Разнообразие композиционно-художественных решений сооружений одной функции: 1 - павильон США на ЭКСПО-74; 2 - павильон СССР на ЭКСПО-70; 3 - национальный павильон Японии на ЭКСПО-70; 4 - павильон «Фуджи» на ЭКСПО-70



0 ... 52 53 54 55 56 57 58 ... 92