Главная » Публицистика

0 ... 68 69 70 71 72 73 74 ... 92

нальных городских структур. В ходе развития они превраодаются в крупные градостроительные обра;?ования, состоящие из множества зданий и сооружений. Кроме того, в свете процессов глобализации и интеграции увеличивается роль вокза.чьного комплекса как пространства для осуществления коммуникаций между различными культуралпг Coвpe№нныe железнодорожные вокзалы, как важнейпиге городские центры притяжения, стати местом для обмена информацией, торговли, деловых отношений, то есть пространствами социального взаимодействия.

Классификация железнодорожных вокзальных комплексов и их размещение в структуре города

Существуют несколько ютассификаций зданий железнодорожных вокзалов: в зависимости от положения на магистрати, пропускной сгюсобности и соответствующей ей вместимости, категорий пассажиров и компоновки пассажирского здания относительно железнодорожных путей - планировочный признак. В зависихюсти от типа станций и расположения пассажирского .здания (или группы зданий) по отгюишнию к железнодорожным путям допускается проектирование следующих типов перронов:

- боковой, или береговой, тип станции, когда вокзат располагается сбоку от приемоотправочных путей, как правило, со стороны основных, наиболее крупных и застроенных районов города и других поселений:

- островной тип станции, на которой здание вокзача располагается между приехюотправочньши и другими путями;

- тупиковым тип станции, па которой здание вокзала располагается, как правило, перпендикулярно по отновгению к ириемоотправочным путя.м тупикового типа: П-образный, Т-образный, Г-образный, перпендику.чярный и узловой варианты;

- комбинированный, сочетающий в себе черты двух или трех указанных выше типов.

Изменяюпдаеся соц[1ачьно-экономические, техно.тогические и градостроительные условия приводят к возникновению новых типов, в планировочном отношении больше отвечающих требованиям времени. На современно.м этапе выявились наиболее эффективные с точки зрения гьтанировочной организации типы - это вокзалы берегового и надпутевого типов для крупных станций, а также подпутевого типа д.ля небольших станций. Особое развитие также получает уз.г[овой тип вокзаюв, так как встает проблема формирования трансгюртных у.злов. Если такие узлы включают в себя несколько видов транспортных систем, то есть возникает проблема эффективного совмещения и обмена между различными системами, получает применение комплексный тип вокзала (железнодорожно-автобусный, железнодорожно-речной и др.).

При размещени41 на периферии города комплекс формируется как транс-портно-коммуникационный узел и имеет следующие специфические черты: набор функций минимизируется, включая в себя обслуживание пассажиров и транспорта; в п,танировочном аспекте комплекс представляет собой затьную схему со свободной планировкой и включает 2--3 уровня: кохиюзиция компактная - павильон с перетекающим внутренним пространством; конструкция



..V--.- ./i;-!>,

Проект железнодорожного вокзала «Лертер Банхоф», Берлин, Германия, архит. О. М. Унгерс, 1994



монотехнологична большепролетные пространственные покрытия, оболочки; стилистическая направленность - архитектура ввшоких техно.тогий.

При ра,змещении в сложившейся .застройке городов сооружение фор.мпру-ется как общественно-транспортный узел и имеет следующие специфические черты: притяжение общегородских функци?! - формирование многофункциональных структур; в шанировочиом аспекте комплекс представляет co6o6i конгло.\юрат разных ко.мгюновочных схем (зальной, анфиладной, атриу.мной п др.), включает использование подземнсмю пространства и многоэтажные объемы; композиция сложная, расчлененная, развитая, по вертикали; конструкция политехнологична (конгломерат конструктивных cxexf); стилистическая направленность архитектуры - контекстуально-средовая.

Особенность пространственной комгюзиции железнодорожных вокзальных ко.мплексов состоит и в их градофор.мирующей ро.ти как доминанты общегородского значения - архитектурных ворот города.

Архитектурная модернизация железнодорожных вокзальных комплексов

На современном этапе стожились социально-экономические, техно.то1ичес-кие, экологические, градостроительные, функц1юна.тьно-планировочные и архитектурно-художественные предпосылки для архитектурной модернизации современных железнодорожных вокзалов.

Реорганизация трансиортноб! инфраструктуры в настоящее время приводит к существенной хю.тернизащги вокзасюв. которая в этом стучае имеет ряд особенностей [24]. В случае введения новых транспортных систем происходит усложнение транспортного узла и увеличение его пропускноб! способности. Если модернизация касается магистрального транспорта (строительство линиг! высокоскоростных электрогюездов и т. гь), то происходит реорганизация путевого хозяйства вокза.ла (его технологической основы) с приспособлением его к из-.менившимся стандарта,м инфраструктуры, кро.ме того, возникает необходимость увеличения вместимости помещений пассажирского здания и изменения их состава в случае появ.яения других категорий пассажиров (формирование международных терминалов). Ести модернизация касается городского транспорта, то происходит реорганизация трансгюртной развязки и простраиствепной оргаип-зации вокзальной площади. В случае выноса устаревших железнодорожных ли-нибц при утрате вокзщто.м ochobhoji функции, особенностью модернизации яв.чяется адаптация его зданий под общегородские функции.

В плаипровочном асггекте подходы к архитектурной модернизации вокзалов обусловлены направлением воз.можного пространственного развития, отношением к его первоначальной планировке и взаимным расгюложение.м в eix) составе планировочных элементов. В процессе модернизации вокзал может по-.яучать несколько направлений п.ланировочного развития в рамках более эффективного использования ресурсов его территории. Особенностью модернизации является широкое применение подземного пространства, как правило. п(щ вокзатьной площадью и станционными путя.чт. Кроме того, особенностью является и использование пространства над станционныхи путями с фор-мирование.м надрельсовых комплексов - наибачее эффективны?! и современный прием. Традиционно используется наземное пространство вдо.ль железпо-



0 ... 68 69 70 71 72 73 74 ... 92