Главная » Публицистика

0 ... 5 6 7 8 9 10 11 ... 92

ГЛАВА 2.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ, ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНЫЕ,

КОМПОЗИЦИОННЫЕ и КОНСТРУКТИВНЫЕ СХЕМЫ ЗДАНИЙ. СТРОИТЕЛЬНАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ И УНИФИКАЦИЯ

2.1. Типологические составляющие здания и сооружения: функция, конструкция, форма

Прежде чем перейти к рассмотрению функциона-тьных, композиционных и конструктивных схем общественных зданий, останови.мся на ряде определений, которые давали понятиям «функция», «конструкция» и «форма» теоретики отечественной архитектуры. Академик А.В. Иконников следующим образом определял функцию и форму архитектурного объекта: (...Функция это весь комплекс решаемых архитектурой разносторонних задач, материально практических и информационных»; 4...форма архитектурного объекта выражает способ его организации и способ существования в контекстах среды и ку.ть-туры». и .далее расширял понятие архитектурной формы: «Можно выделить три тактики претворения технологии в предметную форму. При первой характер процесса производства входит в число источников ее замысла. Вторая концепция технологической фор.%-1ы основывается на образном выражении идеа.,1Ь-ной технологищ воп.тощенной какими-то иными средствами. Третья концепция сводится к исключению следов процесса из образного языка архитектуры. Она восходит к принципу универсальности формы, несущей смысловые значения, вне зависимости от назначения объекта, его материала и способа осуществлешш» [16, с. 84].

Теоретики функциона.дизма полагали, что функция способна единолично влиять на структурные и художественные особенности формы. Так, А.А. Веснин писал: «Разрешить архитектурно функцию - значит построить здание не только без ущерба д.дя его функционального содержания, но и с использованием его в качестве существенной основы для архитектурной композиции» [2L Т. 2, с. 35]. «План, его система - вот что определяет все це.тое», - так оценива.4 роль планировочной структуры в формировании архитектуры здания Л.М. Лисицкий [2L Т. 2, с. 147]. "

Практика доказывает, что жизнеспособным архитектурный объект является лишь в том случае, есди формы вытекают из содержания сооружения, но вытекают не механистически, а диалектически, то есть одновременно и формируя это содержание. Взаи.мосвязь функции, конструкции и формы проявляется в том. что они одновременно обуслов.тивают н диктуют условия существования друг друга и здания в целом. Влияние архитектурной формы на протекаюпшй в ней процесс наблюдается достаточно часто. Примерами мопт постужить многочисленные объекты, реконструированные под иные общественные функции.

Академик И.Г. Лежава в своих теоретических тру,дах подчеркивал, что в архитектурной форме неразрывно соединено пространственное, образное и функ-



циональное начало и что «любая форма обладает определенным функциональным потенциалом, расширяющим спектр ее предназначения». «Адаптационные возможности, - писал он, - видимо, одна из основ, на которых развивается вза-и.модействие архитектурной формы и функции. Начинается она в момент заполнения процессо.\1 объема и продолжается весь период его существования. Это причина, 1ю которой одно и то же помеп1ение мы можем использовать как швейный цех, ?,ш для собраний, сктад» [20]. Со временем атаптированное сооружение становится достаточно удобным, хотя в начальньп-i .момент удобным считатся иной пространственный образец. Определенная универсатьность движений по отношению к произведенным действиям приводит к тому, что различные по содержанию процессы мопт быть реатизованы в близких по параметрам пространствах. Это дает возможность любому архитектурному объекту быть годным для равноценного протекания целой серии процессов. Таким образом, речь должна идти о многофункционатьности архитектуры. Исследования последних лет показывают, что многофункционатьность вытекает из самой сути архитектурного объекта. Пространство всегда избыточно по отношению к той функции, ради которой оно создано.

Функциональный потенциал - обобщающий термин, заключаюпшй в себе разветвленную иерархию многозначных понятий [20]. Среди основных его составляющих можно выделить группу «актуальных функций», то есть функций, связанных в сознании потребителя с ценными характеристика.ми формы объекта. Актуальные функции включают в себя группу «порождающих функций», которые определяют первичное назначение объекта. «Порождающие функции» способствуют появлению «порождаемых», или «рабочих функций», то есть функций, в которых реализуется часть свойств, непреднамеренно кон-центрирующи.хся в архитектурном объекте после его постройки. Рабочие функции подразделяются на доминирующие и сопутствующие (выделяемые в каждый момент существования объекта).

Рассматривая особенности функционирования архитектурных объектов, следует учитывать, что не всегда процесс, по которому сооружение создается исходя из порождающей функции или для которого оно переделывается исходя из рабочей функции, будет проходить в соответствии с принятой гипотезой. Следует различать как бы две функции: идеальную и реальную. По требованиям первой объект формируется, по второй - реа.тьно функционирует. Свести к минимуму это различие стремится каждый проектировщик, но предугадать поведение реального пользователя оказывается сложно, даже если идеатьная функция оперирует среднестатистическим потребителем.

В основе архитектурных интерпретаций лежит широкий спектр явлений, связанных нюансами взаимоде1Йствия фор .мы и функции. Н.А. Ладовский так обозначат свое творческое кредо в 1919-1921 годах: .Конструкция же входит в архитектуру постольку, поскольку она определяет понятие пространства» [21], «...техническая конструкция - соединение оформленных материа.тьных элементов по определенно.му плану-схеме для достижения силового эффекта». О конструкции как «системе эстетической» отзыватся М.Я. Гинзбург; «...Конструктивная система благодаря нашему восприятивному опыту и психофизиологическим особенностям человека порождает и другую систему, самодовле-





Архитектурно-градостроительная роль общественного здания: 1 - в формировании площади (МанежнсШ площадь в Москве): 2 - в формировании улицы (застройка центральной улицы в Мадриде); 3 - в формировании набережной (Национальная библиотека Франции им. Ф. Миттерана в Париже); 4 - в формировании района деловой активности (башня Миллениум в Лондоне)



0 ... 5 6 7 8 9 10 11 ... 92